Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Кафедра социальных технологий

Филоненко Виктор Иванович

+7(863) 218-40-00 доб. 21044; +7(8634) 68-08-90 доб. 21044

+7(863) 201-69-36

Звание: Доцент

Степень: Доктор социологических наук

Кафедра социальных технологий - Профессор

Днепровский, 116, корп. 3., а. 131

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/vfilonenko
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/vfilonenko

Дата начала общего стажа: 01.09.1966

Стаж по специальности (в годах): 29

Преподаваемые дисциплины:

  • Молодая семья - объект молодежной политики
    Учебная дисциплина "Молодая семья - объект молодежной политики" относится к Профессиональному циклу ООП бакалавриата (направление обучения -- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ). В ходе изучения дисциплины "Молодая семья - объект молодежной политики" необходимы знания умения и навыки, сформированные такими дисциплинами как: Культурология, Социология, Педагогическое обеспечение работы с молодежью, Психологические основы работы с молодежью, Социология молодежи. Дисциплина "Молодая семья - объект молодежной политики" формирует следующие Знания: _о социальных факторах, обуславливающих общее и особенное в жизнедеятельности молодой семьи и ее членов; специфику деятельности государственных учреждений и неправительственных организаций, работающих с молодой семьёй; об институте семьи, его истории и развитии, типологии, особенностях функционирования в России и за рубежом; основные понятия государственной молодежной политики в области молодой семьи; специфику молодой семьи как социального института, понятие молодая семья, её основные особенности; закономерности процессов становления и развития молодой семьи; а также научные представления о роли различных социальных институтов в этих процессах; нормативно-правовую основу государственной политики в отношении молодой семьи; основные направления государственной семейно-демографической политики; принципы и методы использования инновационных PR технологий в формировании положительного образа семьи и семейного образа жизни в общественном сознании; формы и методы социальной работы с молодой семьей; Умения: ориентироваться в основных законодательных и нормативно-правовых актах государственного и регионального уровня, исходящих из международных актов, определяю-щих гарантию благополучного функционирования семьи и обеспечивающих прочность брачно-семейных отношений, защиту прав ребенка и материнства; нормативно-правовых документах, ориентированных на поддержку и повышение статуса семьи в обществе; организовывать свою профессиональную деятельность на основе научных современных разработок в области молодежной и семейно-демографической политики государства; осуществлять мероприятия, направленные на разработку критериев оценки эффективности молодежной политики в области молодой семьи (эффективности управляющего воздействия, обоснованности семейно-демографических проектов, истинности научного обоснования целей и средств семейно-демографической политики направленной на молодую семью); оказывать молодой семье консультационную и практическую помощь в сфере её правовой и социальной защиты; Навыки владения: методами социологического исследования проблем молодой семьи, технологиями выявления особенностей и потребностей молодой семьи; методами и технологиями воздействия на ценностные ориентации молодежи в области семьи и демографии; технологиями консультационной и практической помощи молодой семье различных категорий (правовая и социальная защита молодой семьи). Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: "Информационное обеспечении е работы с молодежью" "Профилактика девиантного поведения молодежи" "История социальной политики и социальной работы в России" "Социальное обеспечение и социальная политика на Дону" Дисциплина встраивается в структуру ОП как с точки зрения преемственности содержания, так и с точки зрения непрерывности процесса формирования компетенций выпускника. 4. Цель изучения дисциплины Цель дисциплины - изучение исходных положений, принципов, приоритетных направлений и мер в сфере регулирования отношений государства и молодой семьи, практики социальной работы семьей; являются вооружение будущих специалистов необходимыми знаниями о браке, семье, нравственно-психологических, экономических, социальных проблемах на основе изучения нормативно-правовых актов Российского государства, что создает легитимную основу будущей профессиональной деятельности бакалавра по работе с молодежью Задачи дисциплины:  углубить и систематизировать знания студентов о социальных факторах, обусловливающих общее и особенное в жизнедеятельности семьи и ее членов, социального обслуживания семьи, детей;  выработать цельное научное мировоззрение, основанное на принципах международных и российских нормативно-правовых документов, ориентированных на повышение статуса семьи в обществе;  заложить основы современных технологий реализации государственной семейной политики, как инструмента реальной социальной помощи семье, обеспечения ее материального и социально-психологического благополучия.  сформировать у студентов представления о молодой семье как социальном институте;  сформировать представление о роли молодой семьи в современном обществе;  сформировать представление о молодой семье как активном агенте социальных изменений, обозначить положение молодой семьи среди социальных институтов и институциональных взаимосвязей;
  • Мониторинг социальной сферы
    Учебная дисциплина "Мониторинг социальной сферы" относится к Профессиональномк циклц ООП бакалавриата (направление обучения - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ). В ходе изучения дисциплины "Мониторинг социальной сферы" студенты, наряду с прочим, приобретают способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы современности, использовать в дальнейшем полученные знания и применять навыки методологии исследования в период прохождения производственной практики. Проблемы дисциплины "Мониторинг социальной сферы" рассматриваются в контексте ранее изученных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, профессионального цикла. Содержание дисциплины является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами профессионального цикла: "Теория социальной работы", "Правовое обеспечение социальной работы". Данная дисциплина является предшествующей для изучения таких дисциплин, как "Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе", "методы исследований в социальной работе". 4. Цель изучения дисциплины Целями освоения дисциплины являются "Мониторинг социальной сферы": • рассмотрение особенностей научно-исследовательского процесса в социальной работе с различными группами населения; • обобщение знаний в области исследовательской методологии, необходимого для выделения и описания проблемы; • формирование умения качественно осуществлять обзор научной литературы и первичный сбор данных для предварительного изучения проблемы; • формирование умения четко формулировать объект, предмет, цель и задачи исследования; • обобщение знаний основных методов проведения аналитической, прогнозной и мониторинговой работы; • ознакомление с требованиями, предъявляемыми к оформлению научно-исследовательских работ и отчетов; • подготовка к выполнению и правильному оформлению выпускной квалификационной работы.
  • Социальное прогнозирование и проектирование
    Учебная дисциплина "Социальное прогнозирование и проектирование" относится к Профессиональному циклу ООП бакалавриата (направление обучения -; ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ). В ходе изучения дисциплины "Социальное прогнозирование и проектирование" студенты, наряду с прочим, приобретают способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы современности, использовать в дальнейшем полученные знания и применять навыки методологии исследования в период прохождения производственной практики. Проблемы дисциплины "Социальное прогнозирование и проектирование" рассматриваются в контексте ранее изученных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, профессионального цикла. Логически и содержательно-методически дисциплина "Социальное прогнозирование и проектирование" взаимосвязана с курсами: "Социология молодежи" "введение в специальность", "Менеджмент в молодежной политике". Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые учебной дисциплиной "Социальное прогнозирование и проектирование"- "Методы комплексного исследования молодежи в обществе", "Социокультурные процессы в молодежной среде". 4. Цель изучения дисциплины Целью учебной дисциплины является: формирование системы знаний о методологии и методике профессиональной деятельности по социальному прогнозированию и проектированию; развитие навыков применения технологии моделирования при научном обосновании важнейших социально значимых проблем и задач; овладение практикой использования полученных знаний и навыков при разработке социальных программ и планов. Основные задачи, реализующие эту цель: дать сущностные характеристики прогнозирования (формы реализации предсказания) и проектирования (формы реализации предсказания) в структуре научного предвидения и алгоритме социального управления; раскрыть технологические этапы и методы социального прогнозирования, стадии и инструментарий проектно-созидательной деятельности; охарактеризовать особенности развития социальных явлений и процессов (объектов социального прогнозирования).
  • Социология молодежи
    Учебная дисциплина "Социология молодежи" относится к Профессиональномк циклц ООП бакалавриата (направление обучения - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ). В ходе изучения дисциплины "Социология молодежи" студенты, наряду с прочим, приобретают способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы современности, использовать в дальнейшем полученные знания и применять навыки методологии исследования в период прохождения производственной практики. Проблемы дисциплины "Социология молодежи" рассматриваются в контексте ранее изученных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, профессионального цикла. Логически и содержательно-методически дисциплина "Социология молодежи" взаимосвязана с курсами: введение в специальность, возрастная психология, социальные технологии работы с молодежью. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые учебной дисциплиной "Социология молодежи"- "Молодежные субкультуры", "Социальное прогнозирование и проектирование", "Социокультурные процессы в молодежной среде" 4. Цель изучения дисциплины Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в России оказывает серьезное влияние на положение и социальное развитие российской молодежи. Особую остроту ряда молодежных проблем обусловливает также особенность протекания этого возрастного периода в жизни человека. Научный анализ процессов формирования ценностно-нормативной системы молодежи, экономических, политических и социокультурных условий ее социализации имеет в современных условиях большое поле практического применения: при принятии решений в области государственной молодежной политики, программ социального развития и регуляции социального поведения этой возрастной группы. Социология молодежи является одной из активно развивающихся отраслей в современной социологии, здесь активно происходит поиск новых методических подходов к исследованиям и разработка теоретических парадигм. Именно этим продиктована необходимость изучения курса студентами-социологами, его место в учебном плане и логика построения курса. Таким образом, цель курса ; формирование системы знаний по теориям и методическим подходам к изучению молодёжи в рамках отраслевой социологии.

Дополнительная информация:

1948 г.р., кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной социологии, окончил в 1974 г. филологический факультет Ростовского государственного университета, читает курсы "Социальное прогнозирование и проектирование", "Проблемы межпоколнеческих отношений", "Социология молодежи", "Основы социального творчества" и др..

Направление научных исследований:

  • Брачно-семейные отношения в современном мире;
  • Социология образования; 
  • Социализация и воспитание человека в современном мире; 
  • Социология молодежи.

Имеет 229 научных и 258 учебно-методических публикаций, в т. ч. за посление 5 лет - 69 научных и 87 научно-методических.

Член редколлегии электронного журнала "Гуманитарные и социальные науки", рецензируемого ВАК

Является членом Совета ректоров вузов Ростовской области, руководитель Межвузовского центра социологических исследований Совета ректоров Ростовской области, член методического Совета по проблемам молодой семьи Комитета по молодежной политике Администрации Ростовской области. Член Российского общества социологов. Имеет Благодарность Минобразования РФ.

Основные публикации за последние 5 лет (полный список  - 152 источника- в приложении):

1.        Филоненко В.И. Воспитательная работа в вузе как фактор социализации студентов: проблемы и противоречия (ВАК)     //     Юрист-Правоведъ, 2013, N2. ; С. 95 ; 101.    0,8 п.л. В соавторстве. 
2.        Филоненко В.И.    Социокультурные особенности современного российского студенчества: противоречия и парадоксы (ВАК)     //     Философия права, 2013, N2. ; С. 58 ; 62.    0,75 п.л. В соавторстве. 
3.        Филоненко В.И.    Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов (ВАК, Scopus)     //     Социологические исследования, 2013, N6. ; С. 71 ; 77.    0,75 п.л.    В соавторстве. 
4.        Филоненко В.И., Филоненко Ю.В. Гендерные особенности социализации студенческой молодежи вузов: монография / В.И. Филоненко; под ред. Г.Г. Силласте. ; М.: Вузовская книга. 2013. ; 240 с.
5.        Филоненко В.И. Институциональные изменения в процессе социализации современной молодежи (ВАК)     //      Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. N1 (80). ; С. 118 ; 122. Импакт-фактор РИНЦ 2013  - 0,132.    0,7 п.л.    В соавторстве. 
6.        Филоненко В.И. Интерпретация образа Великой Отечественной войны  художественно-образными средствами в восприятии современных студентов. (ВАК)     //      Власть. 2015. N 8. С.163-168. Импакт-фактор РИНЦ 2013 - 0,297.    0,7 п.л. В соавторстве. 
7.    Филоненко В.И. Демографическая политика России в оценках населения и экспертов Ростовской области (ВАК ; Scopus)       //      Социологические исследования. 2015. N9. ; С. 74 ; 79. Импакт-фактор РИНЦ - 1,284.    0,75 п.л.    В соавторстве. 
8.        Филоненко В.И. Образ Советского Союза в годы Великой Отечественной войны в представлениях студенческой молодежи (ВАК)     //      Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. N3. ; С. 218 ; 221. Импакт-фактор - 0,057.    0,45 п.л.      В соавторстве. 
9.    Уровень культурной компетентности первокурсников вузов Ростовской области (результаты социологического исследования): монография /Под общей ред. д. социол. н., В.И. Филоненко; Южный федеральной университет. ; Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. ; 170 с. В соавторстве.
10.    Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области (сравнительный анализ результатов исследований 2006, 2011 и 2013 годов): научно-методическая монография / Под общей редакцией В.И. Филоненко; научный редактор И.А. Гуськов. ; М.: Вузовская книга, 2014. ; 516 с. В соавторстве.
11.        Филоненко В.И.    Эффективность гражданско-патриотического воспитания российского студенчества в ходе актуализации героического прошлого советского народа. (ВАК)     //      Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. N 11. С.22-27. Импакт-фактор РИНЦ  - 0,436    0,8 п.л.    В соавторстве. 
12.    Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Магранов А. С., Штомпель О.М., Никулина М.А., Ткачев М.В. Великая Отечественная война  в представлениях учащихся вузов: формирование российской гражданской идентичности (анализ результатов социологических исследований): монография / под общей редакцией В.И. Филоненко, Л.А. Штомпель, А.С.  Магранова; Южный федеральный университет. ; Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. ; 364 с.
13.        Филоненко В.И. Культура как фактор укрепления социального порядка и противодействия молодежному экстремизму (по материалам социологического опроса студентов Ростовской области)      //     Alma Mater (Вестник высшей школы). 2016. N5. С. 72-75. Журнал ВАК. Импакт-фактор РИНЦ 0,455    0,35 п.л.    Соавторы: Штомпель Л.А., Штомпель О.М., Магранов А.С.
14.    Филоненко В.И. культурные аспекты исторической памяти российских студентов // Власть. 2016. N9. С. 155-163. 0,65 п.л. Журнал ВАК. В соавторстве. 
15.    Филоненко В.И. "Культурная грамотность" российских студентов в процессе формирования их исторической памяти // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость  (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 г.) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров ; Электрон. дан. ; М.: Российское общество социологов, 2016. ; 10694 с.  ; (DVD ROM). ; 0.74 п.л. В соавторстве.